Мне было 18 лет. Воспоминания ветерана

·

В 2016 году исполнился 71 года со дня победы над немецко-фашистскими захватчиками. Нам выпала уникальная возможность побеседовать с участником Великой Отечественной Войны. Своими воспоминаниями согласился поделиться Петр Никитич Кузьменко. Он родился 11 июня 1922 года в селе Савинка Палассовского района Волгоградской области.  С февраля 1943 года – адъютант командира 31-й Гвардейской стрелковой дивизии. Участвовал в Московской и Курской битвах, в операции «Багратион», в штурме и взятии Кенигсберга. Военную карьеру завершил в звании капитана.  Петр Никитич лауреат Форума «Общественное признание», Почётный гражданин посёлка Осинторф Витебской области, дипломант Энциклопедии «Лучшие люди России».

YT66vu1sVdo

Когда началась война 18 лет с небольшим мне было. Я в это время окончил Краснокумское педагогическое училище и был назначен директором 7-летней школы в селе Бобово ныне Первомайскиого района  Волгоградской области.

Приезжает в школу секретарь райкома Лосенко и говорит: «Слушай, Кузьменко, как ты насчет того, чтобы добровольно пойти на фронт?» Я был в запасе 2-ой категории. На фронт меня могли взять только в самом конце войны. Я говорю: «Я комсомолец. Конечно, пойду». На следующий день в районной газете было написано: «Комсомолец Кузьменко выразил согласие пойти добровольно на фронт и призывает своих сверстников последовать его примеру».

На фронте попал в 107-ой отдельный лыжный батальон, который следовал из Подмосковья в сторону города Белево. Там нас включили в 324-ую стрелковую дивизию. Мы  участвовали в так называемой московской битве. Я был пулеметчиком. Ручной пулемет Дегтярева знаете?

 Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне

 

Что мне запомнилось? Наше подразделение наступало на населенный пункт Песочное, и пулемет противника положил всех на землю. Командир подразделения говорит, обращаясь ко мне: «Сможешь поджечь пулемет? Мы бы выполнили боевую задачу». Я же комсомолец: «Конечно», – говорю. Подползаю с зажигательной смесью к пулемету, снег был глубокий, размахиваюсь, поджигаю! Один пулеметчик загорелся вместе с оружием, а другой стрелять в меня начал, но так как он был ошарашен внезапностью, то я даже не был ранен.

Несколько раз спасал командира. Получилось таким образом. Я был в радиосвязи и вдруг, не знаю почему,  подошел к командиру дивизии и говорю: «Вас к телефону». Никакого звонка не было. Он пришел к, взял трубку. Там никакого звонка нет, он на меня посмотрел строго, а в этом самом месте, откуда я его пригласил разорвался снаряд.

Другой случай был под Кенигсбергом. Мы находились в блиндаже, и дверь выходила в сторону противника. Командир дивизии решил посмотреть, как там стреляют, а я подошел к нему,  дернул за гимнастерку и посадил на пол. У него покраснели глаза от гнева, а в это время разорвался снаряд, и  полетели осколки снаряда.  .

– Как вы оказались в репрессированных?

Отец в беседе как-то сказал: «В колхозе плохо, будем голодать», – его арестовали, нам сказали, что на 10 лет без права переписки, а на самом деле  расстреляли через 3 дня.

Так как мне было уже 15 лет, я тоже считался репрессированным. Вначале имел документ пострадавшего от политических репрессий, а потом получил новый как реабилитированный.

 После войны перебрался в Москву. Тридцать три года  проработал в издательстве ЦК комсомола «Молодая гвардия».

bkhutro_5mQ

Написал мемуары. Я сейчас по званию капитан в отставке. Руковожу Советом ветеранов района Царицыно. С 97-го года. здесь. Двадцать лет назад нас было 270 человек. Сегодня осталось 12. Ищу себе замену и не могу найти, а мне, слава Богу, уже 93 года.

 Видите вот эти книги на полке? Здесь и мои стоят. Я и сейчас пишу стихи. Например, такие:

Я хочу быть довольным собою.

Я хочу быть всегда молодым,

Только с мудростью старого деда.

Мне не нравится сумрак и дым,

Мне нужна в жизни только победа.

 

Или в от такая шуточная «Катюша»:

Все мы любим душечку Катюшу,

Любо слышать, как она поет,

Из врагов вытряхивает душу,

А друзьям задору придает.

Разлетелись головы и души,

Дрожь колотит, трепет над рекой,

Это наша милая Катюша

Немчуре поет за упокой.

 

Беседовал Никита Готовцев

Фото Александр Кузнецов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *