Моя история. Жизнь с инвалидностью

·

Знакомьтесь, это  ученики школы 2089, а мальчика на первом плане зовут Дима. Учится он по большей части на дому.  Редко его  можно увидеть в школе №  2089 поселка Некрасовка, а когда  Дима все же появляется, то на руках у  дедушки — ученик 3 коррекционного класса  вовсе не может ходить.

IG5HI9SahKM

14 апреля 2014 года Дима пришел в школу, чтобы познакомиться с Виктором Счастливым на уроке “Моя история. Жизнь с инвалидностью”. У Виктора схожее заболевание.

Дима стеснялся, а если мы его о чем-нибудь спрашивали, отвечал неохото. Друзей в классе у мальчика немного — он побаивается ребят, ребята нерешительны в ответ. На  уроке мальчику  помогает одноклассница Лера, а дедушка сидит за партой в глубине класса.

Мы не стесняемся, мы  преодолели этот нелегкий путь принятия себя, который Диме еще только предстоит, поэтому открыты для любых самых неудобных вопросов от детей в надежде, что уроки помогут лучше понять друг друга инвалидам и здоровым детишкам.

Вот уже год Региональная общественная организация инвалидов “Сильные Активные Молодые Инвалиды” проводит в школах  уроки толерантности под названием  “Моя история. Жизнь с инвалидностью” .

В рамках нашей программы мы побывали во многих школах. Виктор Счастливый проводил уроки “Моя история. Жизнь с инвалидностью” даже в олимпийском Сочи!

ZTussztH4oE
На этот раз мы отправились в юго-восточный административный округ Москвы. Сама школа 2089 считается одной из лучших в округе. Здесь работают над формированием единого образовательного  пространства для инвалидов и здоровых ребят. На входе установлен пандус, внутри чисто, в классе на первом этаже широкие дверные проемы, которые позволяют без труда заехать внутрь на инвалидной коляске. Есть туалет для инвалидов.

Нас слушают  дети от мала до велика, от семи до 16 лет. Помогают и модерируют встречу психологи школы  2089 Наталья  Рябчикова и Елена Бабухина.

Урок, как правило, состоит из трех частей:

  • Сначала мы представляемся, по очереди рассказываем о себе, немного о причинах заболевания, о работе вне класса и увлечениях.
  •  Затем смотрим ролики, например, о Нике Вуйниче с живым комментарием Виктора Счастливого (в классе установлен проектор).  Ник Вуйнич австралийский инвалид, который родился без рук и без ног, однако, несмотря на трудности, нашел место в жизни и своим примером вдохновляет многих, в том числе, здоровых людей, не сдаваться, даже в самых отчаянных ситуациях.
  •  Виктор Счастливый комментирует ролики Региональной общественной организации инвалидов «САМИ».

«В нашей школе 14 детей с ограниченными возможностями здоровья. Вполне возможно, что со следующего года они будут учиться в классе. Чтобы этот процесс был органичен и для вас и для них, мы предлагаем вам встречу с нашими гостями. Они помогут вам лучше понять тех, у кого есть некие отличия, будем так говорить от большинства окружающих.

У вас уже был опыт общения с ребятами-инвалидами — вашими ровесниками. А сегодня у нас в гостях взрослые, состоявшиеся люди. Они расскажут  немного о себе, а затем,  вы можете задать им любые вопросы, даже не совсем корректные», – сказала, открывая встречу,  Наталья Анатольевна.

— Меня зовут Виктор Счастливый. До 15 лет я был таким же как все, занимался баскетболом, бегал, а потом постепенно начал слабеть и сел в коляску  — начал рассказ Виктор, – проще говоря, я дистрофик….

Вопросов  не пришлось долго ждать. Дети спрашивали, например, о том, как Витя ходит по лестнице.

– Как вы стали калекой? – выпалил бойкий мальчик из пятого класса, обращаясь к Виктору Счастливому.

– Знаешь, Герман, мы ребята крепкие, ко многому привыкли, но есть другие люди с инвалидностью, которых ты можешь своими словами обидеть. Например, не стоит говорить глухонемой, лучше сказать, слабослышащий или незрячий, вместо слепой.

Очень трудно объяснить детям причину своей болезни, в особенности маленьким (у меня ДЦП). Я так и не смог ответить на вопрос девочки-второклассницы «Почему у вас сломаны руки?» и  немного растерялся. Пришлось что-то там импровизировать.Нам повезло, что рядом был профессиональный педагог и психолог, который направлял беседу в правильное русло: от проблем инвалидов к общечеловеческой проблематике.

 Детей интересуют недетские  вопросы.

– Скажите, а свою коляску вы сами купили или государство вам ее предоставило,  – поинтересовался шестиклассник Андрей. Можно было подумать, что он мечтает стать журналистом. Оказалось, нет,  в будущем Андрей видит себя игроком футбольной команды.

Мы постарались, чтобы детям было нескучно. Виктор Счастливый продемонстрировал видео, где он в январский мороз окунается в прорубь. Видео произвело впечатление.

— Я верю, что объятия, это соприкосновение душ, – сказал Витя. –  В прошлом году мы собрались с друзьями и поехали на Старый Арбат, чтобы просто пообниматься с прохожими. Удивительно, нас поддержали многие совершенно незнакомые люди. Об этом наши друзья сняли ролик. Давайте его посмотрим.

Самый, пожалуй, трогательный момент произошел на первом уроке, когда психолог предложила ребятам подойти и обнять нас. Второклашки с радостью бросились обниматься по очереди, с Витей и со мной.

 Кстати, под конец урока  подарили  рисунки, которые  рисовали во второй части занятия.

Интересный момент. На предложение обняться с ведущими ученики старших классов, в отличие от школьников младшего возраста, отреагировали без энтузиазма.

 “Ничего, возраст такой, для ребят  очень важно личное пространство” — прокомментировала психолог после урока.

Зато ученик пятого класса Герман сам предложил обняться, а за ним потянулись и все остальные.

Так мы  беседуем с детьми  о нравственности на личном примере, на примере собственных биографий. Надеемся, что наш совместный труд поможет изменить отношение школьников и российского общества в целом  к инвалидам.

 Прощаясь, Дима робко протянул руку Виктору Счастливому. Надеемся еще не раз  увидеть его на уроке, и в следующий раз он будет смелее.

Никита Готовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *